Сборники

Дайджест "Московская промышленность"

18 января 2017  ИРЭИ принял активное участие в подготовке дайджеста "Московская промышленность", вышедшего под эгидой Департамента науки,...

Брошюра "Создание институтов координации межрегиональных экономических связей..."

19 декабря 2016  В брошюре "Создание институтов координации межрегиональных экономических связей субъектов Российской Федерации:...

Подписка на новости

Хотите получать наши новости
по почте? Укажите Ваш e-mail.

подписаться

36 – я Генеральная ассамблея Международной организации (ИСО)



16 -21 сентября 2013 года в  Санкт – Петербурге  прошла  36 Генеральная ассамблея  Международной организации по стандартизации (ИСО),  в которой приняли участие учёные института.

 

Фото (17 сентября 2013 года, Михайловский театр, Санкт-Петербург - торжественное открытие 36-ой Генеральной ассамблеи ИСО (приветствие от Губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, выступления Руководителя Росстандарта Г.И. Элькина и Президента ИСО Терри Хилла)

 

В этом году второй раз  в России в Санкт -  Петербурге  прошла  36  Генеральной ассамблея Международной организации по стандартизации (ИСО). Генеральная Ассамблея является высшим  органом управления ИСО
В её работе  приняли  участие  более 500 делегатов  из 163 стран-членов ИСО, которые  формируют  ключевые решения  в области  стандартизации.
ИСО  является самой крупной   в мире организацией, занимающейся разработкой и публикацией  стандартов.  Фонд стандартов ИСО  насчитывает  более 19600  международных стандартов. ИСО  представляет бизнес сообществу, органам власти  и обществу в целом практические инструменты для решения проблем, касающихся всех областей жизни, включая строительство, промышленное производство, транспорт, сферу услуг, информационные технологии и др.     Помимо заседаний  Генеральной ассамблеи ИСО состоялось заседание совета ИСО,  Технического руководящего бюро ИСО (ИСО/ТРБ),   Комитета по  вопросам развивающихся  странам,  проведена Открытая  сессия, посвященная вопросу применения стандартов  в российской промышленности.
В рамках  Открытой сессии    был организован  круглый стол на тему: «Как компании используют стандарты для обеспечения качества жизни потребителей: стандарты  точности измерений, стандарты качества и безопасности, стандарты управления».  Круглый стол был проведен на базе  ФБУ «Тест – С.-Петербург»,  одного  из самых крупных
 центров стандартизации и метрологии в  России, имеющего знаменательные   исторические традиции. В  работе круглого стола  приняли участие  и выступили доктора экономических наук, профессора -  директор ИРЭИ Бурак Пётр  Иосифович и руководитель Центра научных исследований и технического регулирования в сфере услуг  ИРЭИ  Зворыкина Т.И.

 Фото

 

Тезисы доклада:

 

 

Бурак П.И,  Зворыкина Т.И.,
Институт региональных экономических исследований, Россия

Индикаторы  качества жизни в международных, региональных и национальных стандартах    для сферы услуг

      Современная сфера сервиса представляет совокупность видов деятельности, функциональное значение которых в системе общественного производства выражается в реализации потребностей населения в услугах. Услуги, как важные и незаменимые жизненные средства, входят в потребление наряду с продукцией и составляют основную часть фонда потребляемых населением благ.
      Возрастание роли услуг является общемировой тенденцией развития рыночной экономики. Сфера услуг в социально-экономической системе общества создает благоприятные условия для жизни людей. Качество, ассортимент и доступность предоставляемых услуг является важнейшей составляющей формирования высокого качества жизни населения. Помимо качественных изменений происходит и количественный рост сферы услуг. Так, если в 1990 г. на долю отраслей сферы услуг России приходилось 23,0% ВВП, число работающих – 37,0% от общей численности занятых, то в настоящее время по данным Росстата эти показатели составляют соответственно 53,05 и 50,0% с числом занятых в сфере услуг – около 32 млн. человек. Если в 1994 г. из общей суммы всех расходов население тратило на услуги 15,0%, то в последующие годы – более 23,0%. Таким образом, более половины ВВП России производится в сфере услуг, а сама отрасль оказывает все возрастающее влияние на экономику страны, характер и структуру потребления и соответственно на качество жизни населения. 
 В настоящее время,  исходя из важности сферы услуг  для решения задачи повышения качества жизни  населения, в России приняты и реализуются различные Федеральные целевые программы, такие как:   ФЦП «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы»;  Государственная  программа РФ «Доступная среда на 2011-2015 годы»; «Основы государственной политики РФ в  области здорового питания населения на  период  до  2020 года»;    «Стратегия  развития физической  культуры  и  спорта в Российской  Федерации  на  период до 2020 года»  и  другие.
      В социальной  жизни  общества, сфера  услуг,  как  ни какая   другая характеризует  уровень качества   жизни    населения. Интенсивно развиваются туристские услуги,  бытовые, медицинские   и   др. Несмотря на общую тенденцию усиления роли услуг в экономике государства имеется ряд проблем связанных с интересами потребителей: низкое  качество  обслуживания; недостаточный   уровень  безопасности  услуг; слабое  развитие   конкурентного  рынка  услуг; недостаточный  уровень  ценовой и территориальной доступности  услуг.
     Стандартизация на международном, региональном, национальном уровне, а также на уровне предприятия является   одним из наиболее эффективных  инструментов формирования требований к качеству услуг и процессам их оказания и устанавливает индикаторы качества жизни для населения. Она аккумулирует инновационный    опыт  с  учетом интересов потребителей, исполнителей, поставщиков    и  общества в целом.
      Сейчас в  России  утверждены и реализуются   более двухсот  национальных стандартов на услуги. Ряд стандартов находятся в  стадии разработки, Около 20%  национальных стандартов  гармонизированы  с  международными   и  европейскими. Отдельные  разрабатываемые  стандарты  на  услуги являются  оригинальными  и  международных аналогов не имеют. Их разработка осуществляется в рамках десяти технических комитетов по стандартизации, среди  них такие как:   ТК 199  «Туристские услуги и средства размещения», ТК 346 «Бытовое обслуживание населения»,  ТК 406 «Социальное обслуживание населения»  и др. Вопрос развития стандартизации в сфере услуг в 2012 году рассматривался на коллегии Росстандарта.  В России  действует программа развития стандартизации  услуг до 2015 года. Анализ  наличия  стандартов  на услуги  по  сегментам рынка  показывает, что  для  учреждений культуры, банков, медицинских организаций,  компаний занимающихся страхованием  и операциями с недвижимостью  и др. стандарты на услуги   не разработаны.  На  отдельные  группы  услуг подготовлено незначительное число стандартов, которые не могут полностью регламентировать качество их предоставления  (такие как: услуги ЖКХ, услуги в области косметологии, услуги по аренде белья и др.). Анализ нормативного и экономического состояния сферы услуг позволяет определить важнейшие направления работ по стандартизации:    
 -   повышение  качества и  конкурентоспособности  услуг на основе стандартизации, в том числе на  международном  рынке;
 -     гармонизация  национальных   стандартов  на  услуги   с  актуальными   международными, европейскими  и  зарубежными  национальными  стандартами на  услуги;
 -   обеспечение научно-технического прогресса и инновационного развития  экономики, содействие  внедрению перспективных технологий;
-   обеспечение технологической  и экологической безопасности процессов, услуг;
- подтверждение заявленных возможностей стабильно предоставлять услуги  запланированного  качества и на установленных договорами условиях.
    На международном уровне  в настоящее время функционируют   10  ТК/ИСО – в области услуг и ТК - разрабатывающих стандарты  на  услуги. В их число входят: ИСО/ТК 68   «Банковые  дело  и  соответствующие  финансовые операции» ,  ИСО/ТК 228  «Туризм и услуги в сфере туризма»,  проектные комитеты: ИСО/ПК (РС) 237 «Выставочная терминология», ИСО/ТК 245 «Международная торговля товарами,  бывшими в употреблении», ИСО/ТК 259 «Аутсорсинг» и др.  Силами международных комитетов  подготовлены    120 стандартов в области предоставления услуг.   В целях упорядочения деятельности по стандартизации в сфере услуг  ИСО/КОПОЛКО   разработал  международное руководство ИСО/МЭК 76:2008 «Разработка стандартов на услуги. Рекомендации  по  учету нужд потребителя». Работа  в этом направлении развивается и в Европе, Так  СЕН подготовлен документ по стратегии  стандартизации — CHESSS (CEN) Horizontal European Service Standardization Strategy), предусматривающий  поставку  услуг в рамках ЕС на основе общих  принципов.Сегодня  в  СЕN  стандарты  на  услуги  разрабатывают 12  технических комитетов.  На  конец  2011 года  СЕN   опубликовал  85 стандартов,  непосредственно связанных с  услугами населению и 20 стандартов на производственные виды услуг.
    Учитывая то, что стандартизация услуг является одним из мощных регуляторов качества жизни населения и проблема ее развития касается всех государств, считаем целесообразным признать приоритетными  на международном уровне следующие направления:
- проведение совместных научных исследований по выбору форм и методов стандартизации в сфере услуг;
    создание  единого координационного плана на международном уровне по формированию стандартов в  приоритетных сферах  обслуживания;
    разработка и реализация  принципов межгосударственного сотрудничества в области стандартизации услуг населению, (к их числу могут быть отнесены: гласность, объективность, максимальный учет интересов всех стран и т. д.);
    разработка модели единого международного классификатора услуг населению;
    разработка организационного механизма взаимодействия по стандартизации в сфере услуг на международном уровне.
    Таким образом.  можно сделать вывод,  что стандарты способствуют  расширению имеющихся  и открытию новых рынков услуг. Компании, работающие в данной сфере и применяющие стандарты, могут добиваться повышения доверия и удовлетворенности со стороны потребителей.

 

Публикации

В журнале «Русский инженер» опубликована статья П.И. Бурака и Т.И. Зворыкиной

12 января 2017  В журнале «Русский инженер» опубликована статья П.И. Бурака и Т.И. Зворыкиной «Техническое...

Вышел в свет очередной номер журнала "Вестник РАЕН" со статьями сотрудников ИРЭИ

21 ноября 2016  Вышел в свет очередной номер журнала "Вестник РАЕН" (№ 4, том 16 за 2016 год) со статьями сотрудников и...

В журнале "Journal of Advanced Research in Law and Economics" опубликована статья сотрудников ИРЭИ

15 апреля 2016 В журнале "Journal of Advanced Research in Law and Economics" (том VI, номер 3(13), зима 2015) опубликована статья  П. И. Бурака, Т. И...

© 2010 Институт Региональных
Экономических Исследований

119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 29/16            Тел.: +7 499 241-0418, +7 499 241-6095            Факс: +7 499 241-3418            E-mail: irei@irei.ru